Цикловая методическая комиссия школьной педагогики и психологии

Цикловая методическая комиссия школьной педагогики и психологии

История ЦМК


В составе преподавателей педтехникума, утвержденном областным отделом народного образования (1.11.1929г.) - Сабакина Антонина Георгиевна,1899 года рождения, назначена преподавателем педагогики
В составе педколлектива на 25.04.1938г. –
- Неханевич Лев Абрамович (1908 г.р) – заведующий отделением
- Хомулло Канкордия Дмитриевна (1908 г.р) – преподаватель педагогики
- Неханевич Олимпиада Тимофеевна (1916 г.р) – руководитель практики
В первый год работы было открыто одно отделение – школьное, т.е. подготовка учителей начальных классов (педагогический коллектив – 10 человек). Со второго учебного года, в 1929 году открывается еще два отделения – дошкольное и детского коммунистического движения, а также педагогические курсы. В 1931 году открывается заочное отделение, просуществовавшее до 1956 года. В 1934 году открыто вечернее отделение а отделение детского коммунистического движения закрыто. На курсах наряду с учителями начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений осуществлялась подготовка учителей русского языка, математики и физвоспитания.
Внеклассная работа учащихся всегда была важным направлением деятельности педагогического коллектива учащихся. Выпускники училища с теплотой вспоминают какой интересной, насыщенной и полезной была общественная жизнь молодежного коллектива. Например, в 1940-1941 гоу функционировали кружки: фото, радио, мотоциклистов, географический, литературный, музыкальный (народные инструменты), духовой оркестр, математический, шашечный, шахматный, художественного чтения, хоровой, драматический, физкультурный, военный, юннатов, игр и танцев, библиотечный, национальный хоровой. Активно действовала комсомольская организация, профсоюз, Осоавиахим, МОПР, редколлегия стенной газеты, лекционное бюро.
1942 год. В Ойрот-Туру эвакуирован из Москвы пединститут им.К.Либкнехта и был размещен в учебном корпусе педучилища. В условиях военного времени было организовано проведение курсов по подготовке учителей 5-7 классов по многим предметам. Преподаватели педучилища были специалистами каждый по своему предмету и были прекрасными методистами в объеме начальной школы, но они вынуждены были учить методике преподавания в семилетней школе. Приходилось самостоятельно пополнять свои знания. Таким образом, не по своей воле педагогический коллектив в течение длительного времени выполнял функции педагогического института. И только в 1949 году после открытия учительского института педагоги училища были освобождены от дополнительной нагрузки.
В начале 1952 года впервые проведены педагогические чтения «Воспитание у учащихся любви к педагогической профессии». Педагоги училища долго и тщательно готовились к ним и они принесли всем глубокое удовлетворение.
Воспитание любви к профессии педагога – это основа основ, несокрушимый фундамент всего здания, всей системы учебно-воспитательного процесса нашего учебного заведения. И остается тольк сказать слова благодарности всем последующим поколениям руководителей и преподавателей за то, что они оказались верными последователями этого процесса (Копытов Н.Ф).
Работа по обучению выпускников педучилища применению технических средств обучения началась впервые в 1952 году. Каждый будущий учитель должен был уметь свободно работать с проекционным фонарем, эпидиоскопом, аллоскопом (позже и с киноаппаратом)
Семинар классных руководителей (1953 год) был посвящен следующим темам:
- Об особенностях работы в национальных классах (Кочеева А.А)
- Как проводить этические беседы (Хабарова)
- О создании сплоченного коллектива (Киршина З.Г.)
- Планирование и учет работы (Козулина В.Г.)
- О привитии любви к педагогической деятельности (Неханевич Л.А.)
- Борьба с неуспеваемостью (Ерюхина Г.И.)
Обучение общественным профессиям для организации внеклассной работы с учащимися было организовано с 1963 года. Теоретическая и практическая подготовка осуществлялась по направлениям:
- Организация и проведение детских праздников (Бочарова Э.И.)
- Краеведение (Киселева Т.И., Семкина А.Г.)
- Кукольный театр (Хмылев Н.М.)
- Хореография (Тозыякова В.А.)
- Духовой оркестр (Каньшин А.Г.)
- Народные инструменты (Рассказов М.Д.)
- ИЗО (Янсон С.К.)
- Фото- и кинодело (Хорошевский И.Г.)
- Кройка и шитье (Кувалдина А.В.)
- Плакатист (Тукеев В.М.)
Выпускникам училища присваивалась общественная профессия с вручением свидетельства единого образца
Для работы в пионерских лагерях с февраля 1963 года начал работать семинар вожатых для учащихся 3 классов (курсов). Занятия проводились 3-4 раза в месяц по особому учебному плану
В истории педагогического училища родилась традиция проведения праздника Здоровья 20.02.1965. Все занятия отменялись, весь коллектив студентов и педагогов под звуки духового оркестра шел на стадион. Торжественное открытие, рапорт директору, подъем флага под звуки Гимна, а затем целый день проводились соревнования.
Впервые проведен смотр-конкурс учебных кабинетов в 1971 году.
В приказе № 43 от 13 апреля 1971 года об итогах этого смотра-конкурса говорилось, что в течение учебного года была проделана значительная работа по подготовке кабинетов для нормального обеспе­чения учебно-воспитательного процесса. Все кабинеты училища в основном отвечают требованиям положения о смотре-конкурсе. Значительная работа проделана в каби­нетах физики, педагогики, природоведения, алтайского языка и других по формированию материалов по новым программам, накоплению наглядных пособий и технических средств обучения. Оформлены стенды, отражающие совре­менный уровень развития науки, производства.
В кабинете рисования хорошо организована работа кружка и актива, в кабинете физвоспитания по сравнению с прошлым годом наведен порядок в хранении спортивно­го оборудования.
На основании рекомендации жюри смотра-конкурса, призовые места присуждаются:
Первое место — кабинету физики (зав. Краюшкин А. А.);
Второе место — кабинету педагогики (зав Милованова В. Б.);
Третье место — кабинету алтайского языка (зав. Садыкова Р. Я.).
В течение февраля—мая 1971 года проводился смотр-конкурс среди учебных групп на лучшую постановку спортивно-оздоровительной и оборонной работы.
Впервые в 1972 году был создан методический кабинет. В приказе по этому вопросу говорилось: с целью координации всей методической работы в училище с 11 января 1972 года организовать методический кабинет. Заведующей кабинетом назначить Шевченко Л. К. — преподавателя физики.
При кабинете создать совет в составе:
Чепкина О. М. — председатель предметной комиссии преподавателей русского языка и литературы:
Гилева Т. Д. — председатель предметной комиссии преподавателей физики и математики;
Милованова В. Б. — председатель предметной комиссии преподавателей педагогики и истории;
Жданова А. Т. — председатель предметной комиссии преподавателей химии и биологии;
Елбаев П.А — председатель предметной комиссии преподавателей труда и рисования;
Зайцева Л.И — председатель предметной комиссии преподавателей музыки и пения;
Карпов М.П — председатель предметной комиссии преподавателей физического воспитания
Открытие музея истории педагогического училища состоялось в 1972 году. Подготовительная работа была проведена Л.А.Неханевичем. Группа преподавателей и учащихся под его руководством изучала документацию архива, собирала фотографии, воспоминания ветеранов и выпускников училища, обобщала собранные материалы. Музей стал центром патриотического и профессионального воспитания учащихся. Экспозиция включает следующие разделы – история области, города, Республики; история письменности, просвещения, образования; история педтехникума-училища-колледжа
В 1976 году впервые были введены курсовые работы по педагогике и частным методикам. Для руководства над составлением работ и оказания практической помощи за преподавателями закреплялась группа учащихся. Руководителями по написанию курсовых работ были назначены: Морозова В.Г., Тишкова В.М., Кузнецова А.А., Сахарьянов Д.Д., Садыкова Р.А., Медведева Л.С., Алаева Л.И., Шешуков П.В., Филимонова М.А.
1978 год
«Звезда Алтая» публикует статьи, посвященные 50-летию училища
Среди них воспоминание выпускницы педагогического училища Чирковой Л, в то время работавшей библиотекарем Усть-Кумирской средней школы Усть-Канского района под заголовком «Лично мне повезло…»
«Ливень так же быстро кончился, как и нагрянул. В открытые окна залетает шорох листьев, и класс напол­няется ароматом тополя. Смотрим в глаза учителя. Ма­ленький, седенький математик в парусиновой толстовке замечает, не окончив теоремы:
— Девочки, какое у вас на Алтае солнце! Я нигде не видел такого солнца и голубого неба.
Мы поражены. Вот уж не задумывались, что прекрас­ное вокруг нас. Учитель открывает нам Родину.
Илья Исакович, расскажите нам про Ленинград — музей под открытым небом. Какой город или страна кра­сивее всех?
Мы неумолимы, и бесконечно терпеливый и добрый старичок сдается. Слушаем про жизнь советских людей довоенного времени. Про обычаи народов многих стран, про уникальную красоту городов наших и зарубежных. Слушаем, пусть останемся на седьмой урок, тороситься некуда, сегодняшний паек хлеба съеден еще вчера, в клас­се будет теплее от нашего дыхания, и чернила, может быть оттают.
Второй урок — география. Стремительной походкой врывается в класс Мария Николаевна, в глазах хитринка. После приветствия, указывая на студентов, задает воп­росы:
— Вы едете в Петропавловск-Камчатский, вы — в Ташкент, вы — на Кольский полуостров, вы — в Керчь. Не глядя на карту, надо было «проехать» от Горно-Ал­тайска до указанного места, перечислить географические и этнографические особенности пути. Трудно, но инте­ресно, а главное — прочно изучали мы нашу страну. Классики русской литературы не прошли мимо. Ожи­вали грустный Тургенев, затравленный Пушкин, загадоч­ный Лермонтов, могучий Толстой. При чтении их произве­дений мы не пропускали «неинтересные» места.
Нельзя забывать всем известного тогда в городе Вик­тора Николаевича Сороку-Росинского. Грузный, в темных очках, идя по коридору, он всегда напевал что-то тихим низким голосом. Требовательный к выразительному чтению, он вел военно-патриотическую тему так, что мы загорались желанием бежать на фронт.
Из уст педагогов В. Г. Успенской, В. П. Куровой, С.У. Пагур, А. Л. Поповой, О. Ф. Пауллер, Л. А. Неханевича, О. М. Чепкиной, А. А. Кочеевой, В. А. Семина и других учебные предметы представлялись не абстракт­ами. Живое слово учителя наполняло наш духовный мир, помогая переносить тяжелое время военных лет, свалившихся на хрупкие плечи юности.
Лично мне повезло на учителей. В меня, как в учительницу, а не в практикантку, первой поверила Абышкина Людмила Афанасьевна. Она первая дала мне почувствовать, что я правильно выбрала профессию.
Горно-Алтайское педучилище... Сколько ты дало путевок к детскому сердцу!
Большинство выпускников педучилища владеют классом, дают прочные знания, ведут большую общественную работу, могут заменить предметников, ведут факультативы.
Моя старшая дочь Ольга, окончив педучилище и пединститут, получила квалификацию «преподаватель психологии и педагогики». Я думаю, что она очень хотела быть похожей в работе на Викторию Борисовну Милованову, работающую и ныне в педучилище.
Горно-Алтайское педучилище... Видимо у многих выпускников хранятся теплые воспоминания о нем. Многие в нас послали туда уже своих детей. Пошлем и внуков. Воспоминания свои хочу закончить словами песни:
Ветки зеленые в стекла оконные
Вы по ночам не стучите.
Пусть поспит до рассвета
Пусть поспит до рассвета
Школьный учитель».


Исторические сведения о педагогах комиссии

Становление комиссии связано с именами высококвалифицированных педагогов – Львом Абрамовичем Неханевичем, Августой Афанасьевной Кочевой. Преподаватели педагогики вели активную административную, методическую и общественную работу, участвовали в самодеятельности, трудовых и праздничных мероприятиях.



Кочева Августа Афанасьевна, выпускница педучилища 1934 года, Томского педагогического института. Работала учителем начальных классов в Чибите и Кош-Агаче, Красноярском крайоно в должности инспектора дошкольного сектора, преподавателем педагогики и руководителем практики в педучилище, заведующей Шебалинским районо, директором педучилища (1958-1961). Богатый опыт работы, высокая работоспособность и дисциплинированность позволили ей сделать педагогический коллектив одной семьей, а жизнь училища – насыщенной и интересной. Августа Афанасьевна «отстаивала» училище, когда его пытались закрыть. Мужественная женщина, прекрасный педагог всегда поддерживала настроение и работоспособность коллег. Ее личной заслугой является то, что она сумела организовать строительство двухэтажного здания из восьми комнат перед окнами учебного корпуса под общежитие учащихся.






Неханевич Лев Абрамович начал свой трудовой путь в Горно-Алтайском педучилище в 1936 году после окончания Ленинградского педагогического института им. Герцена. С небольшим перерывом в полтора года (он в это время работал лектором) Лев Абрамович больше 30 лет отдал любимому заведению. Не сотни, а тысячи учеников хранят в сердце и памяти замечательный образ этого педагога.
Вот как вспоминает о нем Анна Тимофеевна Жданова: «Много хорошего надо сказать в адрес Л.А. Неханевича. Спокойным, внушительным, добрым словом он давал советы будущим учителям. Тактичен был в обращении, строгий, но никогда голоса на нас не повышал. Совесть не позволяла появляться на урок, если слабо был подготовлен. Он был Учителем с большой буквы и учил нас этому».
Много лет Лев Абрамович работал завучем, по совместительству назначался заведующим областным методическим кабинетом по дошкольным учреждениям, все годы работы руководил стенной печатью, его статьи десятки раз печатались на страницах областных газет. 
 Отличник народного просвещения. 
В приказе №146 (1958г.) в адрес юбиляра были записаны теплые и сердечные слова: «За годы работы Лев Абрамович принял активное участие в воспитании многих поколений учителей для школ нашей области и края. Он всегда является образцом для учителей и учащихся в работе, в быту, в общественной жизни, чутким, внимательным товарищем и руководителем.
За бузупречную, активную работу в деле воспитания и подготовки учителей и в день 50-летия со дня рождения и 30-летия трудовой деятельности Льву Абрамовичу Неханевичу объявить благодарность» Он был награжден Почетной грамотой обкома партии и облисполкома.






Киршина Зинаида Григорьевна 
Родилась в 1916 году в с.Паспаул. В 1939 году окончила Томский педагогический институт и приехала в родные места, где получила направление в педучилище. Была преподавателем педагогики, заместителем директора по сектору заочного отделения, директором педучилища 
Данные из характеристики, подписанной секретарем горкома партии Катунским А.Е.: «К работе относится добросовестно, систематически повышает свой идейный уровень и теоретические знания. Как преподаватель – сильная, знает и любит свое дело. Как администратор – требовательна в вопросах исполнения указаний и директив отделов народного образования, обращает внимание на подготовку национальных кадров. 
Имея высшее образование, свои знания старается передать молодым преподавателям, помогает в методических вопросах, много работает с классными руководителями и в целом с педагогическим коллективом» 
Из протокола партсобрания, где выступал секретарь партийной организации Бороданов Виктор Матвеевич: «т.Киршина сильный преподаватель. Большая общественница. Общественной работе она не жалеет ни времени, ни своих личных дел. Чуткая к людям. Своими знаниями не кичится, не зазнается, помогает преподавателям в методике и по другим вопросам учебно-воспитательной работы. С приходом ее в педучилище на должность директора работа намного улучшилась. Много работает с классными руководителями, приложила усилия к созданию слаженного коллектива преподавателей и учащихся» 
Зинаида Григорьевна всегда была в числе болельщиков спортивных мероприятий. Она заметно выделялась среди окружающих, была немного выше среднего роста, красивая, стройная, элегантная. Была директором училища с 1952-1955 год. В памяти современников она сохранилась как замечательный человек, прекрасный специалист и очень хороший руководитель 





Милованова Виктория Борисовна 

Образование высшее педагогическое. 
Ленинградский пединститут им. Герцена 1948 г. 
Педагогический стаж – 20 лет. 
После окончания института направлена в г. Балей Читинской области в педучилище. Отработала 10 лет и переехала в г. Горно-Алтайск в 1963 г. в педучилище. Была классным руководителем на школьном отделении. Сделала 5 выпусков. Была переведена на работу заведующей практикой. Проработала 4 года. Базовой школой для студентов была школа №1, а потом школа №5, но уроки студенты выдавали и в других школах. 
В нашем педучилище отработала 17 лет с 1963 по 1980 гг. 
Из характеристики: «Милованова В.Б. Читает курс педагогики, истории пионерского движения. Ее уроки детально продуманы, хорошо спланированы и разработаны. К учащимся имеет подход, педагогический такт, пользуется уважением. На занятиях много внимания уделяет профессиональной направленности, излагаемый материал увязывает с новыми программами начальной школы». 
Награждена значками «Отличник народного образования РСФСР» и значком «Отличник народного образования СССР». 
Ее выпускники часто приезжают к ней, пишут. 



Морозова Валентина Григорьевна 

Образование высшее педагогическое. 
Горьковский пединститут, факультет – «Педагогика-психология» 1953 г. Педагогический стаж 32 года. 
В 1963 переехала в г. Горно-Алтайск, в педучилище вела уроки педагогики, психологии, логики. 
Все время была классным руководителем на школьном и на физкультурном отделении. Параллельно была методистом по внеклассной воспитательной работе и по практике «Первые дни ребенка в школе». 
В нашем педучилище работала с 1963 по 1985 гг. – 22 года. 
Из характеристики: «Уроки проводит на высоком научном и методическом уровне, теория тесно увязывается жизнью, используются личные наблюдения учащихся. Объяснение нового материала характеризуется логической последовательностью. Приучает учащихся самостоятельно работать с книгой и первоисточниками» 
Награды: орден «Знак Почета», медаль «Ветеран труда», юбилейные медали «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и «60 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», удостоверение «За доблестный в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». 
Очень теплая связь с выпускниками, особенно с группой школьного отделения 1967 г. выпуска, выпускники которой постоянно приезжают к ней на праздники, оказывают материальную и моральную поддержку, пишут, звонят.

Комментариев нет:

Отправить комментарий